Созидание/Призыв и Магия Материи

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
Удивлённый Горбунков.jpgСемён Семёныч, ну кто так верстает, а?
При чтении этой статьи Саурон порвал себе око, потому что она совершенно неудобочитаема. Разбейте текст на красивые абзацы, расставьте иллюстрации как положено, уберите лишние зачёркивания, отформатируйте спойлеры в соответствии с нашей политикой и впредь верстайте нормально, хорошо?

В каком-то смысле высшая ступень магии, поскольку позволяет в ограниченных масштабах уподобляться Богу, меняя суть предметов и даже сотворяя их буквально из воздуха. Часто ассоциируется с алхимией, но алхимия, сиречь наука о волшебном изменении веществ, только часть данной ветки магии. Маг Материи властен над всей неживой природой.

Способности таких чародеев можно поделить на несколько групп:

  1. Собственно алхимия. Приготовление волшебных зелий, превращение свинца (или ещё чего-то — вплоть до всего, что попадется под руку) в золото, а воды в вино. Может оказаться полезным в бою, поскольку враг едва ли ожидает, что его стальные доспехи станут жестяными, а меч — медным. Хотя, конечно, чаще всего данные умения задействуются в колдовских лабораториях.
  2. Квантовая трансфигурация — изменение формы, массы и температуры объекта. Более продвинутый вид алхимии и куда более полезный в сражении. Если в предыдущем пункте доспехи врага превратились в картон, то теперь они могут обрасти шипами вовнутрь, разогреться до температуры 1000 градусов по Цельсию или стать настолько тяжёлыми, что владелец провалится под землю. Самые крутые могут превратить небольшую часть протонов в антипротоны, а электронов — в позитроны, получив антиматерию, в результате чего противник буквально взорвётся изнутри.
  3. Материализация или Магия материи — создание вещества из ничего. Не на чем сидеть? Сотворяешь стул. Нечем сражаться? Творишь острый клинок. Нечего есть? Ну, тут сложнее, но если маг материи по совместительству ещё и маг природы, то он вполне может скастовать себе ростбиф (а если ещё и пирокинетик, прожаренный). Переоценить полезность данных способностей довольно трудно.
  4. Экзохимия (эктохимия), она же химия магических веществ — сотворение принципиально новых веществ. Маг может создать сталь легче бумаги или негорящую древесину. Используется при создании артефактов и зачарованных доспехов/оружия. Хотя это уже артефакторика.
  5. Абиогенез — создание живого из неживого и наоборот, превращение живой материи в неживую. То самое легендарное обращение в камень.
  6. Големология (големофикация, големофабрикация, големостроение) — создание големов, горгулий и ходячих статуй. Обычно требует познаний и в других областях магии.
  7. Таки да, геокинез и контроль над металлом тоже сюда подпадают. Можно сказать, это частные разновидности магии созидания.
  8. Призывание существ/веществ/предметов/духов etc. откуда-то (зачастую из другого плана бытия), на время или постоянно, вместо сотворения с нуля. По причине того, что это либо проще, либо в данном сеттинге невозможно создать нечто из ничего.

Наряду с магией стихий (огонь (температура, плазменное агрегатное состояние), вода (жидкости), воздух (газы и их отсутствие), земля (твердые тела), молнии (электричество), свет (электромагнетизм)) и магией природы, магия материи замыкает круг магических дисциплин, имеющих дело с объектами реального мира. Прочие области магии имеют дело уже с более эфемерными сущностями.

Примеры[править]

Литература[править]

  • «Меч Истины»/«Правила Волшебника» Гуд Кайнда — вся магия делится на Ущерб и Приращение
  • Братья Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу». Все приличные маги умеют создавать предметы из ничего. И псевдоживых существ (дублей) — тоже.
  • «Дозоры» С. Лукьяненко. Высшее заклинание «Белое марево» навечно превращает живых существ в камень. Но сохраняет разум, потому запрещено.
    • Ну не то, чтобы запрещено. Просто из упомянутых в книгах трёх, знающих заклинание, Иных один (его создатель), ныне мёртв, другой — довёл себя до полусумасшествия (как из-за мук совести после применения этого заклинания), а третий пребывает в здравом уме и твёрдой памяти, но он — Великий Светлый Маг, потому ни сам не станет пользоваться этакой пакостью, ни другим рассказывать секрет… без крайне весомой причины.
  • Клайв Баркер, «Явление тайны». Учёный Флетчер материализует фантазии людей, а колдун Яфф — кошмары. Подсвечено регулярными разговорами на тему «уподобления Богу».
  • «Земноморье» Урсулы Ле Гуин. Иллюзию обеда, со вкусом и запахом наколдовать, это, по меркам магов, занятие для первоклассника, но вот чтобы настоящий обед, такой что с калориями… этому учат в очень немногих местах, и пользоваться такой магией нужно крайне осторожно.
  • Метавселенная Рудазова — в ассортименте. Причём вопрос непостоянства материализации и трансфигурации решён гораздо изящнее, чем у Иудковского: любой нормальный волшебник закладывает в трансфигурируемую/материализуемую пищу (да и не только пищу) запас прочности хотя бы в несколько лет. Ещё на этапе составления заклинания. Излишне говорить, что к моменту, когда трансфигурированные молекулы должны будут принять прежний вид, а материализованные — развеяться, они давно успеют покинуть организм мага естественным путём. А если не создавать псевдоматерию, а надёргать то там, то тут реальных атомов и молекул и соединить в нужный предмет — это труднее, но и практичнее.
    • Креол с помощью несложного ритуала может наколдовать яств на любой вкус, да и в трансмутацию умеет неплохо. Последнему он научился от отца… и потом удивил этим даже профессионального алхимика Себастиуса: до этого в Серой Земле умели трансмутировать только физическое тело вещества, но не астральное.
    • На минималках на границе с магией иллюзий сюда покатит доппель-магия: с её помощью вполне можно создавать иллюзорные невещи, которыми можно пользоваться как настоящими.
    • Джиданна и её Ме Яблока. Буквально создаёт из воздуха настоящее яблоко, не очень вкусное, но исправно насыщающее.
    • Крупные бессмертные могут создавать силой мысли даже живых существ (летучие мыши Акхкхару), а боги — даже и разумных (солнечники Шамаша).
  • BIONICLE — Маска Созидания. Её носитель, если способен контролировать настолько мощную маску, сможет, взглянув на имеющиеся у него материалы, увидеть уже готовый предмет, который хочет сделать, и процесс его создания. Но под троп попадает возможность сотворить предмет из ничего, если носитель маски уже знает или увидел процесс изготовления. Не работает с живыми существами, но любой неодушевлённый предмет может быть материализован. Если уничтожить маску, в пределах всей Вселенной Маторанов никто больше не сможет создать ничего нового.
    • Владение любой стихией в сеттинге включает в себя умение создавать эту стихию из ничего, если будет достаточно элементарных сил.
  • Гарри Поттер — на первый взгляд, маги обращаются с материей весьма вольно — заклятия увеличения и уменьшения предметов, нарушающие, ни много ни мало, один из базовых законов физики, легко реализуют даже студенты. Описаны заклятия, создающие различные, иногда простейшие, а порой и очень сложные предметы и даже живых существ: воду, стулья, цветы, ленты, птиц и бабочек. Есть заклинание, создающее точную копию предмета, и о копии достоверно известно, что она через какое-то время развоплощается. Вероятно, та же участь ждёт и любой созданный магией объект, иначе не было бы необходимости покупать многие вещи, уж, как минимум, котлы для зельеварения. Однако, с этим вопросом связана и одна из микротрещин саги: семья Уизли очень бедна, но еды у них всегда вдоволь, в первой книге Рон упоминает, что его мать Молли может наколдовать еды, а вот вещи взять неоткуда. В последней книге Гермиона, напротив, утверждает, что еду создать из ничего невозможно — у трио, пустившегося в бега, большие проблемы с едой.
  • "Врата Смерти" - могущественные мистериархи Верхнего Царства, маги Седьмого Дома, устраивают новоприбывшим роскошный пир с наколдованными из ничего яствами. Увы: это всего лишь качественные иллюзии, позволяющие ощутить вкус и текстуру и ненадолго внушающие организму ложное чувство сытости. Патрин Эпло, будучи магом Девятого Дома инкогнито, незаметно превращает иллюзорное вино в кувшине в настоящее. Более того, он может копировать еду (в третьем томе они с Альфредом устраивают прямо-таки аналог чуда умножения хлебов для голодающих беженцев из Кэйрн Телеста), судя по всему, получая таким образом больше энергии, чем тратит. Но вот создавать из ничего продукты, для которых у него нет образцов, недоступно даже ему.
  • "Сварог" - собственно, вся экономика ларов построена именно на магической материализации. При этом речь идёт не об иллюзиях и даже не об "алхимических аналогах" - за основу берутся "выдернутые" из воздуха атомы (побочный эффект - холод), а сотворённые таким образом предметы обладают всеми свойствами настоящих: еда даёт калории, серебро убивает демонов... Вот только, по мнению главного героя, социальной структуре общества это не на пользу: одно дело, когда маг может и умеет гораздо больше неодарённого, но всё-таки зависит от него в отношении каких-либо продуктов или услуг. И совсем другое - когда маги могут вполне комфортно существовать, даже если все простолюдины завтра исчезнут с лица земли.

Мультсериалы[править]

  • RWBY — Способностью призывать магические голограммы практически любого существа обладает семья Шни, но сама Вайс (одна из главных героинь) смогла научится ей только в конце 4-го сезона

Комиксы[править]

  • Вселенная Marvel — Доктор Стрэндж и Алая Ведьма.
  • Fables: как и в мифологии, способностью нарушать физические законы обладают джинны. Другие Сказания подобным похвастаться не могут, потому джинн в мире Fables — аналог оружия массового поражения (подсвечено злодейством арабских гостей).
    • ГлавГад Джепетто создаёт свою армию именно из големов. Также големом является почитаемый всеми за живого Император.

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • Fate/Stay Night — Эмия Широ только это и умеет. Даже укрепление и взрывы он делает через создание материи в пустотах объекта. При этом его способность ограничена типом «продукции»: только холодное оружие (предполагается, что только мечи, но в нескольких сценах он создаёт также лук и щит).
    • «Сутью» Широ является «меч», создание щитов и прочего не относящегося к колюще-режущему требует значительно больших энергозатрат но не более того. И стреляет он из лука тоже мечами.
    • «Взрывы» вообще не относятся к магии, эта способность называется «сломанный фантазм»-перегрузка оружия для его разового усиления ценой необратимого разрушения.
  • Fullmetal Alchemist — способность номер 3 даёт философский камень, можно создать всё, кроме человеческой души.
  • Nurarihyon no mago — призыв шикигами (живых существ-фамильяров или наделенных магической силой предметов и веществ) — одна из основных техник оммедзи.
  • Naruto — в ассортименте:
    • Кисаме, мастер боя в воде, может призвать для своего удобства небольшое озеро.
    • Мудрец Шести Путей, согласно поверьям, обладал способностью давать жизнь (и забирать её).
    • Некоторые ниндзя могут призывать т. н. призывных существ — в основном, животных. Кроме того, владелец Риннегана может призвать статую Гедо, пустую оболочку Джуби (Десятихвостого), и Короля Ада, а также подконтрольных животных; плюсом к этому идёт возможность создавать чёрные стержни-чакроприёмники.
  • Fairy Tail — маги звездных духов (способность номер 8), к которым, в частности, относится главная героиня Люси Хартфилия. При помощи специальных магических артефактов — ключей — маг призывает существ из параллельного мира. Каждый дух наделен своей силой (кто-то боевой, кто-то повседневно-бытовой), и способен выполнять поручения призывающего, питаясь его магической силой.
    • А также, собственно, магия созидания: создание из ничего некоего вещества — например, льда (Грей), дерева (Лаки) или материализовавшихся воспоминаний (Руфус).
  • Bungou Stray Dogs — способность Куникиды Доппо: материализация любых предметов, записанных в его ежедневник и не превышающих размера тетрадного листа.
  • Magical Change — Рео Эбихара борется с демонами весьма оригинальным и милым для девушки способом — превращает их в конфеты. И съедает, чем вызывает ужас у демонов.
  • Hunter × Hunter — к пункту 3 относится тип нэн (так здесь называют физическое воплощение ауры), называемый… материализация. Позволяет создавать с помощью ауры предметы, объекты, живых существ, и даже целые микропространства.
  • JoJo's Bizarre Adventure — класс 5, Джорно Джованна: превращение неживой материи в живую. Класс 2, Джоске Хигашиката: восстановление и изменение предметов.
  • Black Clover — в поединок с Астером вступил маг Создания Металла, мигом наколдоваший нечто вроде огромного шара для хомячка с пушками, торчащими во все стороны. Меч Астера прошёл насквозь, как через масло.

Видеоигры[править]

  • «WarCraft»: Титаны владеют способностью оживлять каменных слуг. Но разум у таковых не полноценный, сервисный. Сделало из Earthen (Земляных) разумных существ некое проклятие плоти, пока неизвестного происхождения.
    • «WoW»: маги способны создавать еду и питьё, в продвинутой версии — вместе со столиком. А чернокнижники когда-то умели создавать кристаллы, используемые вместо волшебных палочек… Но утратили эту способность в очередном обновлении.
  • «HoMM»: в замке Академия маги специализируются на подобных технологиях. Из игрового: класс Алхимик в «Трёшке», искусственные юниты — големы, драконоголемы, горгульи.
    • Медузы из Темницы/Убежища/Лиги Теней взглядом обращают врагов в камень.
    • В Четвёрке — на Призыве специализируются Эльф, а на Фантомах и Иллюзиях — Маги.
    • В Пятёрке и шестёрке — Призыв очень любят Демоны, призывая подкрепления прямо из ада.
  • «Аллоды»: мастерством создания големов владела вымершая цивилизация Джунов.
  • Masters of Anima — Практические вся игра об этом.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — здесь магию материи называют тауматургией, и владеют ей редкие маги Тысячи Сынов. Что-то похожее демонстрируют эльдарские Видящие, укрепляя и ремонтируя союзную технику силой мысли, ну и, конечно же, выращиваемая эльдарами Психокость тоже сюда относится.
  • Mage: The Ascension — Сфера Материи, и этим всё сказано. Для создания предмета из ничего, однако, требуется также Сфера Основ… Хотя ВПС как-то составлял роуты на создание материи из света (комбинация Материя+Силы).